Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей» г. Дедовск

Адрес143530, Московская область, городской округ Истра, г.Дедовск, Энергетиков, 15

Контакты администрации
Loading...

Организация проектной деятельности в МОУ «Лицей» г. Дедовск

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МОУ «ЛИЦЕЙ» Г. ДЕДОВСК

Скачать материал в формате doc...

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Проект  — замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования расчётов, чертежей,  и т.п., раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации. 

Проект отличается о реферата или доклада.

Суть процесса проектирования: творческий процесс изобретения чего-то нового (продукта), с оформлением мысли в виде чертежей, схем, описания  к ним и пр. с  соблюдением нормативно-правовой и технической документации.  

Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы.

Учебный проект,  с точки зрения учащегося,- это возможность делать что-то интересное  самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности.

Учебный проект, с точки зрения учителя,- это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетентности учащихся:

  • анализа проблемного поля, выделение  проблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач;
  • целеполагания и планирования деятельности;
  • самоанализ и рефлексия;
  • презентации деятельности и ее результатов;
  • готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
  • поиска необходимой информации, ее систематизации и структуризации;
  • применение знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестандартных ситуациях;
  • выбора, освоения и использования технологии адекватной проблемной ситуации и конечному продукту проектирования;
  • проведение исследования.

В итоге использования  технология проектного метода позволяет развить у учащихся:

  • познавательные навыки и способность к самообразованию;
  • способность ориентироваться в современном информационном пространстве;
  • целеустремленность и настойчивость, способность взять на себя инициативу и ответственность;
  • критичность мышления, способность к анализу и обобщению информации.

II. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТУ

Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию  учителя, и требования к учебному проекту – совершенно особые.

  1. Поиск значимой проблемы – одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вместе с учащимися-проектантами.
  2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы ( с определения продукта и формы презентации ). Наиболее важной частью плана является пошаговая разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть четко спланированы от начала до самого конца.
  3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
  4. Результатом работы над проектом является продукт - это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы

III. ТИПЫ  УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ

Критерий

Тип проекта

По количеству участников

Индивидуальный, групповой, коллективный

По времени реализации

Краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный

По содержанию

Монопредметный, межпредметный, надпредметный

По характеру приоритетной деятельности

Практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, игровой, ролевой, реферативный

 ТИПЫ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ ПО ХАРАКТЕРУ ПРИОРИТЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тип проекта

Цель проекта

Проектный продукт

Тип деятельности учащегося

Формируемая компетентность

Практико-ориентированный

Решение практических задач заказчика проекта

Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации

Практическая деятельность в определенной учебно-предметной области

Деятельностная

Исследовательский  

Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы

Результат исследования, оформленный установленным способом

Деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями

Мыслительная

Информационный  

Сбор информации о каком-либо объекте или явлении

Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу

Деятельность, связанная со сбором, проверкой, ранжированием информации из различных источников; общение с людьми как источниками информации

Информационная

Творческий

Привлечение интереса публики к проблеме проекта

Литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы

Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики

Коммуникативная

Игровой или ролевой  

Предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта

Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное )

Деятельность, связанная с групповой коммуникацией

Коммуникативная

Реферативный  

Описание того или иного факта, события, явления

Оформленная согласно установленным правилам работа, которая может содержать советы, нужные рекомендации «из  описанного опыта»

Деятельность, связанная с логическими операциями, умением систематизировать.

Информационная

 IV. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

1. ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ. Процесс пойдет, когда исходная  проблема проекта приобретет личностную окраску. Материалом для обсуждения может стать житейский случай, взаимоотношения, учебные интересы, хобби, личные проблемы. Из такой беседы должны появиться первые очертания будущей работы, ее неявно сформулированная цель. Из проблемы проекта  следует его тема, которая часто является краткой формулировкой исходной проблемы.

2. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.  Достижение цели проекта должно способствовать решению исходной проблемы. На этом этапе необходимо определить, каким будет  ПРОЕКТНЫЙ  ПРОДУКТ, решить, что будет создано для того, чтобы цель проекта была достигнута.

3. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  от исходной проблемы до реализации цели проекта. Для этого надо показать ученику алгоритм планирования, задав следующие вопросы:

  • Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта? – ответ на этот вопрос поможет разбить весь путь от исходной проблемы до цели проекта на отдельные этапы и определить задачи.
  • Как ты будешь решать эти задачи? – определение способов работы на каждом этапе.
  • Когда ты будешь это делать? – определение сроков работы.
  • Что у тебя уже есть для выполнения предстоящей работы, что ты уже умеешь делать? – выявление имеющихся ресурсов.
  • Чего у тебя пока нет, чего ты еще не умеешь делать, чему предстоит научиться? – выявление недостающих ресурсов.

Последовательно отвечая на эти вопросы, ученик сможет  разработать план своего проекта.

На этом этапе можно также воспользоваться следующей таблицей, чтобы убедиться, что все идет правильно:

Вопрос

Ответ

1.      Почему выбрана эта тема проекта

Проблема проекта

2.      Что надо сделать, чтобы решить данную проблему

Цель проекта

3.      Что ты создашь, чтобы цель была достигнута

Образ проектного продукта (ожидаемый результат)

4.      Если ты сделаешь такой продукт, достигнешь ли ты цели проекта и будет ли в этом случае решена его проблема

Существует ли необходимая связь между проблемой, целью и проектным продуктом

5.      Какие шаги ты должен проделать от проблемы проекта до реализации цели проекта

Перечисление основных этапов работы

6.      Все ли у тебя есть, чтобы проделать эти шаги (информация, оборудование и прочее для проведения исследований, материалы для изготовления продукта, чего не хватает, где это найти, что ты уже умеешь делать и чему придется научиться)

Развернутый план работы

7.      Когда ты будешь осуществлять все необходимое

Индивидуальный график проектной работы

 

4. РЕАЛИЗАЦИЯ намеченного плана и создание проектного продукта. После того как выполнены все запланированные шаги выполнены и сделан проектный продукт, необходимо написать отчет о работе над проектом.

5. ПРЕЗЕНТАЦИЯ проекта. Презентация, умение в выгодном свете показать себя, не теряя при этом чувства меры,- важнейший социальный навык. Автору проекта надо быть готовым и отвечать на вопросы публики.

Чтобы научить детей уже в 5 классе писать отчет о работе, можно предложить им в качестве черновика воспользоваться шаблоном.

ВВЕДЕНИЕ

Тема моего проекта 

Я выбрал эту тему,  потому что                                                          

Цель моей работы                                                                                   

Проектным продуктом будет                                                                      

Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как                                                                 

План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы) :                       

Выбор темы и уточнение названия                                                          

Сбор информации (где и как искал информацию)                                   

Изготовление продукта (что и как делал)                                                                     

Написание письменной части проекта (как это делал)                                                              

ОСНОВНАЯ   ЧАСТЬ

Я начал свою работу с того, что                                               

Потом я приступил к                                                          

Я завершил работу тем, что                                                                   

В ходе работы я столкнулся с такими проблемами                                                         

Чтобы справиться с возникшими проблемами, я                                                      

Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы)                                                       

План моей работы был нарушен, потому что                                                                  

В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как                                                

Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что                                              

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например                                                                        

Это произошло, потому что                                       

Если бы я начал работу заново, я бы                                                                          

В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы                                                           

Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как                                                                          

Работа над проектом показала мне, что (что узнал о себе и о проблеме, над которой работал)                        

В старших классах отчеты о работе над проектом должны быть более развернутыми и глубокими.

V. ФОРМЫ ПРОДУКТОВ ПРОЕКТА

  • WEB-сайт
  • Анализ данных социологического опроса
  • Видеофильм
  • Видеоклип
  • Выставка
  • Газета
  • Журнал
  • Игра
  • Коллекция
  • Макет
  • Мультимедийный продукт
  • Оформление кабинета
  • Пакет рекомендаций
  • Письмо в …
  • Праздник
  • Публикация
  • Путеводитель
  • Серия иллюстраций
  • Сказка
  • Справочник
  • Сравнительно-сопоставительный анализ
  • Статья
  • Сценарий
  • Учебное пособие
  • Экскурсия                         

VI. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В результате проектной деятельности  оформляется необходимая документация проекта: паспорт проекта и проектная папка.  

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

  1. Титульный лист проекта
  2. Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой)
  3. Цель проекта (практическая и педагогическая цели)
  4. Задачи проекта (1-3 задачи, акцент на развивающих задачах!)
  5. Вопросы проекта (1-3 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения)
  6. Необходимое оборудование
  7. Отзыв на проектную работу (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект)
  8. Предполагаемые продукты проекта
  9. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе
  10. Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа)

ПРОЕКТНАЯ  ПАПКА

Проектная папка (портфолио проекта) – один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта. В состав ПРОЕКТНОЙ  ПАПКИ  входят:

  1. Паспорт проекта
  2. Вся собранная информация по теме проекта
  3. Результаты исследований и анализа
  4. Записи всех идей, гипотез и решений
  5. Отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах»
  6. Эскизы, чертежи, наброски продукта
  7. Материалы к презентации (сценарий)
  8. Другие рабочие материалы
 ВАЖНО!    Материалы проекта  сдаются в архив в печатном виде и на  электронном носителе.

НАУЧНО-СПРАВОЧНЫЙ АППАРАТ ПРОЕКТА

  •  Ссылки
  • Список источников
  • Список литературы
  • Приложения

Ссылки, список источников и список литературы (библиографический  список)  должны оформляться по следующим ГОСТам:

  • ГОСТ Р 7.05-2008. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления.
  • ГОСТ 7. 1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.
  • ГОСТ 7.82-2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СТЕНДА

  • Стенд выполняется на восьми вертикально ориентированных обычных листах бумаги формата А-4 (210*297мм). Отдельно заготовьте полоску с названием проекта и сведениями об авторе (фамилия, имя, класс) и руководителе проекта (фамилия, имя, отчество). Полоска с названием работы крепится в верхней части стенда и имеет ширину 105 мм. (её можно сделать из полосы бумаги или же использовать три половинки листа А-4, разрезанного вдоль пополам). Материал крепится на щите при помощи булавок, клейкой ленты. Название работы выполняется шрифтом 48 (12 мм высоты прописной буквы), сведения об авторе (авторах) и руководителе  проекта – шрифтом 36 (8 мм высоты прописной буквы). 
  •  Текст, содержащий основную информацию о проекте (тип проекта,  область знаний, в которой осуществлялось проектирование, цели, задачи, проблемы, рассмотренные автором (авторами), сведения о проектном продукте, т.е. результаты и выводы, сделанные автором (авторами) проекта) должен быть выполнен шрифтом Times New Roman, размер 20 или 22 через 1,5 интервала.
  • Информированность и убедительность предоставляемого материала зависит о качества иллюстративного материала (т.е. графиков, таблиц, рисунков, фотографий). Таблицы не должны быть перегружены цифровым материалом. Рисунки и графики должны иметь пояснение. Уместно и убедительно  использование цветной графики. Фотографии должны иметь конкретную информационную нагрузку. Оптимальное соотношение текстового и иллюстративного материала примерно соответствует 1:1 по занимаемой площади стенда.
  • Любая дополнительная информация о проекте (гербарии, фотоальбомы, коллекции и т.п. может быть представлена автором (авторами) непосредственно во время сессии. После окончания сессии стендовый материал возвращается авторам.
  • Не забывайте, что стенд предназначен для того, чтобы кратко и наглядно ознакомить комиссию с содержанием вашего проекта и достигнутыми результатами. Это не  реклама вашего проекта. Поскольку материал стенда не может охватить весь проект,  будьте готовы ответить на вопросы комиссии и пояснить любой текстовый и иллюстративный материал стенда.

Ваш стенд может выглядеть так:

VII. КРИТЕРИИ  ОЦЕНИВАНИЯ ПРОЕКТОВ

  1. Постановка цели и обоснование проблемы проекта
  2. Планирование путей ее достижения
  3. Глубина раскрытия темы проекта
  4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования
  5. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта
  6. Анализ хода работы, выводы и перспективы
  7. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе
  8. Соответствие требованиям оформления письменной части
  9. Качество проведения презентации (стенд, защита на конференции)
  10. Качество проектного продукта

 VIII. НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ НОУ

Лучшие, по итогам стендовой сессии, проекты заслушиваются на конференции НОУ, которой завершается  годовая работа объединения. 

Конференция – День Науки проходит в торжественной обстановке. На конференцию приглашаются  спонсоры, родители, классные руководители, учителя-предметники, гости. На конференции заслушиваются защиты лучших проектов учащихся текущего учебного года, проводится награждение участников конференции, заслушиваются выступления руководителей проектов, подводятся итоги работы объединения, определяются  его задачи на будущий год.

Дата публикации — 15.09.2017